Подвиг энергетиков Москвы в годы Великой Отечественной войны
07.05.2025
В ночь на 22 июня 1941 года диспетчер Мосэнерго передал распоряжение на московские энергопредприятия: «Немедленно развернуть работу по мобплану…». В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация. Работники столичной энергосистемы наравне с другими москвичами уходили на фронт. За первую неделю мобилизации персонал Мосэнерго уменьшился почти вдвое. На местах ощущалась катастрофическая нехватка кадров. На место ушедших на фронт мужчин приходили работать их жены. Была создана система ускоренного обучения работе. Начался срочный перевод работы энергопредприятий «на военные рельсы». Прежде всего потребовалось как можно скорее завершить работы по строительству подземного диспетчерского пункта и организовать перевод туда дежурных. Специалистам службы релейной защиты пришлось поработать, чтобы предотвратить неправильные действия реле при сотрясении панелей, которое вызывали взрывы авиабомб. Главным направлением работы стала защита электростанций и подстанций от бомбардировок. Весь персонал Мосэнергопроекта был мобилизован на составление проектов маскировки. Оборудование закрывалось защитными кожухами. Устанавливаются специальные металлические будки для защиты от осколков дежурных. Повсеместно вводится синее защитное освещение. Станции маскируются под жилые дома. На ГЭС-1 надстраиваются фанерные этажи для сокрытия труб, натягиваются защитные сети. Трубы маскировались под деревья, отводной канал стараниями маскировщиков превратился в улицу. На Каширской ГРЭС было снято 20 м труб. Открытые подстанции закрывались специальными щитами, или засыпались на высоту крышки трансформатора.
В ночь с 21 на 22 июля 1941 года был совершен первый налет вражеской авиации, он продолжался почти шесть часов. Фугасная бомба попала в машинный зал ГЭС-1 и ударилась о крышку разобранной турбины. От взрыва было выбито всё остекление электростанции, но основное оборудование, находившееся в работе, не было повреждено, и станция не прекратила работу, было разрушено распредустройство 6,6 кВ – прекратилось питание московского трамвая и других важных объектов. На восстановление были брошены все силы, и к утру 23 июля московскому трамваю вновь было дано питание. На ГЭС-2 упало более 150 зажигательных бомб, однако ни одного пожара не произошло, т.к. дежурные на крышах моментально засыпали все «зажигалки» песком.
В конце августа 1941 года Мосэнерго получило указание Наркомата электростанций готовиться к демонтажу и эвакуации оборудования. К октябрю 1941 года московская энергосистема становится прифронтовой, электрические сети в районе Сталиногорска, Тулы и Каширы оказались полностью или частично в зоне оккупации. На многих столичных и подмосковных электростанциях начался демонтаж оборудования и подготовка к отправке на Урал и в Сибирь. 8 октября ГКО принял решение, что при неблагоприятном развитии ситуации Москву придется оставить. В этот же день появляется распоряжение за подписью И.В. Сталина о необходимости составить списки предприятий, которые нужно заминировать и взорвать в случае, если в город войдут немецкие войска. В этот список были внесены все предприятия Мосэнерго.
15 октября принимается решение об эвакуации на восток большой части правительственных учреждений и предприятий столицы. Труднее всего было эвакуировать оборудование Сталиногорской ГРЭС ? статор единственного в стране турбогенератора мощностью 100 тыс. кВт весил более 140 т. Всё оборудование, включая статор турбогенератора, было вывезено к ноябрю на восток и смонтировано на уральских электростанциях. А сама Сталиногорская ГРЭС была взорвана при отступлении. Город Сталиногорск был захвачен немецкими войсками 21 ноября 1941 года.
К декабрю 1941 года было демонтировано и эвакуировано 54 % мощностей Мосэнерго. Всего было эвакуировано 46 паровых котлов, 18 турбогенераторов на суммарную мощность 726 МВт, 1 728 км ЛЭП, 22 подстанции и 99 трансформаторов. Распределение энергомощностей по предприятиям Москвы было жестко лимитировано. Каждый киловатт распределялся по строжайшей разнарядке. В пустующих помещениях заводов и фабрик вскоре стали возникать ремонтные мастерские, цеха по изготовлению и производству оружия и боеприпасов. В цехах Фрунзенской ТЭЦ был организован ремонт танков. На всех предприятиях в механических мастерских изготавливались детали для «Катюш».
Энергосистема работала на донбасском угле, а там шли ожесточенные бои. Москву выручили торфяные электростанции – Шатурская ГРЭС, ГРЭС – 3 им. Р.Э. Классона, Орехово-Зуевская ТЭЦ (сейчас ? филиал ГРЭС – 3), но их мощностей не хватало. На производство торфа каждую весну мобилизовались десятки тысяч людей из Рязанской, Воронежской и других областей, в основном – девушки. За летний сезон они должны были выработать столько торфа, чтобы его хватило для работы электростанций в течение всего года. А в зимние дни всё население Шатуры, Павловского Посада и Орехово-Зуево выходило на расчистку железнодорожных путей от снега, чтобы обеспечить бесперебойную доставку торфа на станции. Но торфа всё равно не хватало, и электростанции переходили на сжигание дров и пней. Значительную помощь Москве в это тяжелейшее время оказали верхневолжские гидроэлектростанции – Угличская и Рыбинская. На Угличской ГЭС работали две машины, но из-за недостаточного напора воды нагрузка была неполная. Обеспечить электроснабжение Москвы в конце 1941 года можно было только вводом в строй Рыбинской ГЭС. Агрегаты Рыбинской ГЭС монтировали в недостроенном здании, а чтобы защитить их от дождя и снега, над ними раскинули брезентовый шатер. Строительство станции шло в невообразимых в мирное время условиях. Переброска линии электропередачи 220 кВ через Волгу казалась непосильной задачей: постоянные бомбардировки, не позволявшие установить опоры, пронизывающий ледяной ветер, грязь, в которой утопали телеги, доставлявшие оборудование и стройматериалы, нехватка рабочей силы, бытовая неустроенность и плохое питание строителей. Это был поистине подвиг. Электроэнергия в Москву была подана вечером 18 ноября 1941 года. В начале ноября 1941 года Тула была почти полностью окружена немецкими войсками. Большая часть электрических сетей и подстанций Тульского электросетевого района находились в зоне оккупации. Город обеспечивался электроэнергией по единственной ЛЭП - 110 кВ, идущей от Каширской ГРЭС. Эта линия не только снабжала город электроэнергией, по ней с помощью высокочастотной аппаратуры осуществлялась прямая телефонная связь городского комитета обороны и военного командования со Ставкой и штабом Западного фронта. Монтеры-линейщики Тульского и Подольского районов электросетей проявляли мужество и героизм, обслуживая ЛЭП и устраняя повреждения. Зачастую они пробирались на территорию занятую немцами, проходили по трассе линии, находили повреждения и устраняли их. 27 ноября 1941 года Тула погрузилась во мрак – были повреждены три фазы ЛЭП. Бригада мастера по электросетям тульского отделения Мосэнерго К. Семенихина перешла линию фронта и за двое суток восстановила линию, разрушенную на протяжении 7 км.
Одним из самых выдающихся военно-инженерных достижений Великой Отечественной войны является строительство в 1941 году под Москвой системы электрозаграждений, в котором принимали участие специалисты Мосэнерго. Необходимо было в кратчайшие сроки разработать и построить фронтовое оборонительное электрозаграждение. Уже к октябрю 1941 года эта задача была выполнена: на 300 километров протянулось электрифицированное высоковольтное полукольцо вокруг столицы. Подземные подстанции получали напряжение от высоковольтной сети Мосэнерго и, в свою очередь, питали подвешенные на изоляторах оголенные провода. Таким образом, с помощью системы электропередачи и подстанций вся энергетическая мощь Мосэнерго была поставлена на службу обороны. Была установлена связь с фронтом, от них начальник участка получал приказания о включении и выключении электрозаграждений. Сохранился журнал боевых действий по включению заграждений в период времени со 2 по 5 декабря 1941 года. 4 декабря были неоднократно отмечены большие броски тока, по которым можно предположить, что немцы пытались преодолеть электрозаграждения. В этот период немцы несколько раз пытались захватить деревни Нефедьево и Козино. Были разработаны способы применения электризуемых заграждений для противодействия наступлению пехоты противника с танками, экипажи которых электротоком не поражались. В этом случае электризуемые заграждения устанавливались в комбинации с фугасами, расположенными впереди сетки. Взрыв фугаса происходил под танком при замыкании им электродетонаторов, соединенных с сеткой и через электрозамыкатель с землей. Во время Второй мировой войны ни одна из иностранных армий не имела столь совершенных средств электризуемых заграждений. Весьма эффективными оказались и электроуправляемые противотанковые и противопехотные минные поля. Немецкие войска так и не смогли преодолеть оборону, возведенную вокруг столицы московскими энергетиками. А опыт использования мощных высоковольтных заграждений в сочетании с взрывными устройствами, управляемыми по радио в дальнейшем с успехом применялся в ходе Великой Отечественной войны.
После успешного контрнаступления советских войск под Москвой зимой 1941 ? 1942 годов московские энергетики приступили к восстановлению энергохозяйства. На электростанции стало возвращаться эвакуированное оборудование. К концу войны мощность электростанций системы Мосэнерго практически достигла довоенной и составила 1 135 тыс. кВт. Сетевое хозяйство даже превзошло довоенный уровень и достигло 5 217 км.
Героический труд работников Мосэнерго в годы Великой Отечественной войны получил высокую оценку Правительства СССР. Многие энергетики Москвы, Подмосковья, Тулы были награждены орденами и медалями.
За проявленный во время войны героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1945 года коллективы ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона, ТЭЦ-9, а также Каширской и Шатурской ГРЭС награждены орденом Трудового Красного Знамени.
В 1985 году коллектив Мосэнерго за самоотверженную работу в годы войны был награжден орденом Отечественной войны I степени, который вручался только за боевые заслуги.
Гидрогенератор Рыбинской ГЭС
Диспетчерский пункт Мосэнерго в годы войны
Для перевозки грузов использовался электротранспорт
Карта электрозаграждений Москвы
Линещики в годы войны
Машинный зал Каширской ГРЭС 1941
Награждение коллектива Мосэнерго орденом Отечественной войны I степени, 1985 год
Ремонт танков
Рыбинская ГЭС, установка лопастей, 1941 год
Строительство оборонительного рубежа